Главная О компании Блог Как с помощью одного ИТ-решения экономить 2 часа работы сотрудника ежедневно
Из-за неопределенности на рынке многие белорусские компании перешли в режим строгой экономии. Это касается даже традиционно успешных сфер бизнеса. В такой ситуации многие свернули программы по цифровизации и развитию, предпочитая тратить средства на создание «подушки безопасности» или на развитие направлений, которые помогут увеличить прибыль в короткой перспективе.
О том, насколько белорусские компании готовы к цифровизации и как правильно рассчитать финансовые бенефиты от этих изменений, рассказывает руководитель направления Directum в компании Noventiq Belarus (ранее Softline Belarus) Егору Ланкевичу.
— Егор, насколько бизнес готов к внедрению новых ИТ-решений в текущих условиях?
— Сегодня белорусские организации жестко подходят к формированию бюджетов. И мы как компания, которая занимается цифровизацией, понимаем это и улучшаем возможности взаимодействия.
Однако главная проблема не в этом. Я общаюсь с руководителями разных уровней и, независимо от формы собственности, размахов или успешности бизнеса, большинство топ-менеджеров в начале разговора задают один и тот же вопрос: «Сколько это будет стоить?». Хотя должны спрашивать другое: «Сколько денег мне это принесет?». То есть человек думает о затратах в текущий момент. Сиюминутная польза стоит на первом месте.
Получается ситуация, когда лучше сэкономить рубль сегодня, чем получить сто рублей через год. В длительной перспективе такая политика ведет к постепенному увяданию бизнеса.
Так происходит независимо от состояния экономики или внешних обстоятельств. Есть компании, которые готовы меняться, а есть те, кто боится этого.
— Компании, которые готовы к изменениям уже сегодня, принадлежат к какой-то определенной сфере, или у них просто все хорошо с финансами?
— По моим наблюдениям, на 90% все зависит от руководителя. Простой пример — у нас в проработке был очень обеспеченный клиент, который хотел перевести свой бизнес на нашу платформу. Мы начали переговоры, но вскоре они без причины сошли на нет. А потом я узнал, что в компании работает большой штат специалистов, поддерживающих морально устаревшую систему, которую мы хотели заменить. И именно эти специалисты переубедили руководителя. Мол, и так все хорошо работает, зачем зря тратить деньги.
С другой стороны, у нас есть клиенты из разных отраслей, чье руководство смотрит на перспективу. Они и деньги могут найти, и изменений не боятся.
Приведу в пример компанию «Белгорхимпром», в которой мы 5 месяцев назад внедрили решение Directum. Сегодня 85% договоров и документов там оформляется в электронном виде. Как итог: время согласования сократилось в 1,7 раза. При переводе в цифру сразу обнаружились процессы, которые можно улучшить, и сотрудники, которые большую часть времени заняты непонятно чем.
Также в «Белгорхимпроме» был проведен эксперимент. Одному и тому же сотруднику дали одинаковую задачу. В первый день он решал ее классическими методами, которые до этого были приняты в компании. Во второй раз задачу такого же типа он закрывал с подключением инструментов Directum.
С помощью нашего решения сотрудник сэкономил 2,5 часа своего рабочего времени.
Об эффективности внедренного ПО говорит и тот факт, что сейчас мы ведем с «Белгорхимпромом» переговоры по расширению функциональных возможностей решений Directum.
— В описанном кейсе речь идет об экономии времени. А как компания может просчитать финансовую результативность внедрения?
— «После установки Directum вы за год сможете сэкономить 1 миллион долларов», — хотелось бы мне так сказать. Но, как и с любым решением по цифровизации, к расчетам финансовой выгоды стоит подходить индивидуально.
Возьмем приведенный выше кейс и сотрудника, который ежедневно экономит 2,5 часа рабочего времени, то есть 50 часов в месяц при 4 рабочих неделях. Для удобства предположим, что сотрудник зарабатывает 1600 рублей и работает 160 часов.
Получается, что ежемесячно только благодаря ему компания сможет сэкономить 500 рублей. Если у вас 10 таких сотрудников, то ежемесячная экономия составит уже 5000 рублей или 60 000 в год. А ведь мы говорим об одной конкретной задаче и одном сотруднике, в то время как Directum — это целая экосистема продуктов.
Все грамотные руководители понимают, что оптимизация процессов — это не только про экономию, но и про вклад в будущее бизнеса.
Улучшая процессы, давая сотрудникам более удобные инструменты, мы в итоге получаем возможность больше зарабатывать.
— Вы говорили, что в 90% случаев внедрение новых решений в бизнесе зависит от руководителя. А что получают топ-менеджеры от цифровой трансформации?
— В первую очередь — прозрачность бизнес-процессов и возможность их контролировать. Казалось бы, это простые вещи. Но чем крупнее компания, тем больше темных пятен для руководителя. Поэтому он нуждается в инструменте, который дает возможность отслеживать эффективность работы своих департаментов, видеть проблемные места.
Еще один пример из нашей практики. Мы пришли в организацию и договорились о внедрении нашей системы за 60 дней. При заключении договора генеральный директор говорил, что у них «все в порядке, все налажено и работает как часы». Но уже на первом этапе наши специалисты утонули в хаосе, который там царил. Складывалось ощущение, что за документооборотом и соблюдением внутренних политик в компании вообще никогда не следили. Поэтому перед тем, как начать процесс цифровизации бизнес-процессов, нам пришлось наводить в них порядок, заново выстраивать связи, цепочки согласования. Как итог, сроки реализации увеличились в два раза.
Уже потом, когда мы рассказывали руководителю, что творится у него в компании, он хватался за голову. Ведь до этого думал, что «все четко».
Новые решения позволяют топ-менеджеру получить полное представление о текущих процессах и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Это ведет к снижению затрат бизнеса и повышению его эффективности. А в текущей ситуации неопределенности на рынке крайне важно принимать быстрые, но в то же время обдуманные решения, которые имеют под собой аналитические данные.
— Новые технологии таят в себе еще одну угрозу — они могут лишить людей работы. А сегодня с развитием нейросетей эти страхи в обществе лишь усилились. Сталкиваетесь ли вы с сопротивлением изменениям?
— Всегда при внедрении изменений сотрудники боятся лишиться работы. Так было при появлении первых калькуляторов, потом компьютеров, роботов на производстве. Однако с начала промышленной революции прошло более 100 лет, а с появления первого компьютера — 40 лет. Но сегодня при наличии нужных навыков любой человек по-прежнему может найти работу. А значит, дело здесь не в новых технологиях, а в нашем нежелании учиться чему-то и стремлении оставить все, как есть.
Главная цель, которую сегодня преследует цифровизация и внедрение новых решений, — не замена человека, а помощь ему.
Это касается в том числе и системы Directum, которая позволяет избавиться от рутинной работы и переключиться на более важные для бизнеса задачи. С ними может справиться лишь квалифицированный специалист, у которого обычно не хватает времени из-за высокой нагрузки.
Например, строгая регламентация всех процессов, которая заложена в нашей системе, значительно упрощает жизнь сотрудников. Предположим, у каждого руководителя есть точно заданное время на согласование документов. То есть если я отправил на согласование договор, то я четко знаю, что в течение суток получу его либо согласованным, либо с правками. Больше не нужно будет 3−4 раза печатать одинаковые документы, ходить по кабинетам, класть бумаги в папки и ждать непонятно сколько.
И еще один неочевидный плюс, который мы заметили от использования нашего решения: в компании улучшаются коммуникации между всеми отделами. Потому что когда все работают по одинаковым правилам и отслеживанием этого занимается электронная система, уменьшается количество взаимных претензий и обид.
— С какими рисками сталкивается организация, которая внедряет изменения, и как вы с ними справляетесь?
— Три основных риска — несоответствие решения требованиям бизнеса, недостаточная поддержка со стороны разработчиков, недовольство сотрудников. В первом случае вы зря потратите деньги на неработающий инструмент, во втором — рискуете остаться без системы в случае технического сбоя. При недовольстве сотрудников купленное решение просто не будет применяться.
Если говорить про первый риск, то еще на этапе заключения договора мы проводим аудит бизнес-процессов клиента, изучаем выстроенные в компании коммуникации и в зависимости от этого предлагаем только те модули, которые будут у него работать. При необходимости мы можем запустить пилотный проект для нескольких пользователей, чтобы они смогли убедиться в эффективности системы.
Про недостаточную поддержку со стороны разработчиков решения: у нас налажены очень хорошие отношения с вендором, кроме того, в штате есть разработчики, которые могут устранить многие технические проблемы, а также при необходимости доработать внедренные улучшения под запросы клиента.
Что касается недовольства сотрудников, в любом случае требуется время, от 1 месяца до полугода, чтобы они оценили преимущества новых решений. Мы стараемся упростить этот процесс. Так, у нас имеется система со встроенной инфографикой, благодаря которой сотрудники могут самостоятельно отслеживать свою эффективность. Это добавляет в процесс освоения элемент геймификации.
Если у вас остались вопросы по аудиту, проектирвоанию, созданию или аттестации системы защиты информации, можете обращаться к специалистам Noventiq Belarus:
belarus@noventiq.com
+375 (17) 336 55 95
Еще больше про информационную безопасность бизнеса мы рассказываем в нашей группе в LinkedIN. Кроме того, там публикуем анонсы мероприятий и экспертные интервью. Подписывайтесь!
Также можете оставлять свои вопросы в форме ниже:
Процесс организации закупок в крупной компании всегда вызывает головную боль у ответственных за эту процедуру сотрудников. Он состоит из такого большого числа различных действий и процессов. Зачастую из-за очень длинной и не всегда логичной цепочки закупка даже жизненно необходимых для компании материалов занимает неоправданно длительные сроки.
31 мая 2022 года вышел Указ Президента Республики Беларуси №188 «О расширении использования государственными организациями информационно-коммуникационных технологий». Одно из его положений касается размещения электронных архивов государственных организаций в АИС «Ведомственный архив», либо создания собственных электронных архивов. Разбираемся подробнее.
О том, как цифровые помощники с искусственным интеллектом помогают бизнесу развиваться, рассказывает Егор Ланкевич, руководитель дочерней компании Softline Belarus - Civil Project, которая занимается разработкой и внедрением решений на базе платформы Directum.
Поговорили с руководителем Civil Project, дочерней компании Softline Belarгs, Егором Ланкевичем о нынешнем состоянии и перспективах «цифровизации» белорусских предприятий, о том, что этому мешает, и какой эффект может дать внедрение современных технологий.